На главную страницу Контакты Карта сайта
о компании
о проекте
наш салон
скидки
статьи и публикации
новости компании
контакты
Рекомендуемые системы домашних кинотеатров
Акустические системы
Компоненты
Домашние кинотеатры в одной коробке
Аксессуары
Fair price
ATCAcoustic Zen
AmphionAnalog Domain
Argento AudioAudio Research
AudioMachinaAvalon
BergmannBolzano Villetri
Constellation AudioFurutech
German PhysiksGoldmund
Grand Prix AudioLoewe
MactoneMagico
MangerOnkyo
OyaidePeak Consult
PioneerPlayback Designs
PureAudioSoulution
StereolabStereovox
TAOCVAC
VandersteenVitus Audio
ZELLATONZYX
 

Статьи и публикации

С чего начинается театр?


С чего начинается театр?

Теоретически в домашнем театре можно использовать любые колонки, лишь бы они давали хороший звук. Но ведь акустика домашнего кинотеатра не ограничивается двумя колонками, стало быть, к имеющемуся арсеналу надо добавить еще три или четыре громкоговорителя. Вот тут-то и начинаются трудности. Дело в том, что в системе домашнего театра все должно быть согласовано.

Главная задача домашнего кинотеатра - создать атмосферу настоящего кинозала в домашних условиях. Что такое экран в кино и какого он размера - знают все. Но не все обращают внимание на источники звука. В "правильном" кинотеатре организация звука - вещь очень серьезная. За экраном прячутся мощные громкоговорители, а множество менее шумных колонок развешиваются по стенам кинозала по бокам и позади слушателей. Из-за такого расположения колонок зритель полностью погружается в звуковую атмосферу фильма. Он оказывается в центре событий на оживленном перекрестке, в морских просторах или на поле боя. Он даже с закрытыми глазами может понять, откуда и в какую сторону проехал трамвай, на каком расстоянии лает собака. Этот эффект достигается не только расположением колонок. Сами стены и потолок зала покрываются специальными поглощающими материалами. Попробуйте крикнуть в кино - эха вы не услышите. Звуковое сопровождение фильмов состоит из диалогов, музыки и звуковых эффектов. Звук для фильмов записывается в специальных студиях, даже внешне напоминающих кинозал и звучать он должен именно в кинозале. Диалоги обычно звучат из-за экрана, а в звуковых эффектах и музыкальных фрагментах к ним подключаются боковые и тыловые колонки. Что же надо сделать, чтобы добиться в комнате такого же эффекта?

Самая простая схема: две мощные фронтальные колонки, которые ставятся по бокам телевизора, одна центральная колонка, которая крепится над телевизором или под ним и две тыловые колонки, которые находятся позади зрителя. Такой набор из пяти колонок можно назвать классическим для системы Dolby Pro Logic

Иногда сюда добавляют низкочастотный динамик, называемый сабвуфером, в дословном переводе "ухателем". Он хорошо воспроизводит звуковые эффекты, особенно взрывы, гром и другие "ударно-ухающие" звуки.

СКОЛЬКО НУЖНО КОЛОНОК?

Система Dolby Pro Logic часто используется при записи фильмов на видеокассеты. Но откуда же берутся четыре канала, если видеомагнитофон имеет только два звуковых выхода, да и на видеокассете под звук выделено только две дорожки? Дело в том, что эти четыре канала шифруются и "сворачиваются" в два. Звук к фильму можно слушать и в стерео варианте, а для полного четырехканального удовольствия нужен отдельный декодер, который будет расшифровывать два канала обратно в четыре. Этот декодер иногда встраивается в телевизор, а иногда является частью набора колонок для домашнего театра.

Более современная схема цифрового звука имеет шесть каналов, вернее, как принято говорить, "пять плюс один". С точки зрения арифметики это одно и то же, но в домашнем театре это обозначение имеет свой смысл. Дело в том, что пять каналов несут полноценный звук, а шестой - только низкие частоты. Три канала в этой схеме такие же, как и в Dolby Pro Logic - две фронтальные колонки и одна центральная. На тыловые колонки в этой схеме подается различный сигнал. Благодаря этому звук может перемещаться не только вперед-назад и слева направо, но и по кругу и в любом другом направлении. Шестой "урезанный" канал предназначается низкочастотному сабвуферу. В этой схеме любой реальный звук может быть втиснут в пределы комнаты. Вы будете удивлены, услышав позади себя шаги, которые явно звучат дальше, чем висят тыловые колонки.

Такой шестиканальный звук уже не может быть записан на видеокассету. Тесноваты для него и видео CD. Встретить его можно только на лазерных дисках LD и дисках DVD. Этот звук тоже кодируется и существует несколько видов такой кодировки. Самый распространенный - это AC-3. Несмотря на то, что это стандарт американский, в России он уже прижился и прочно укоренился. Европейский вариант MPEG-2 встречается гораздо реже.

Для того, чтобы слушать шестиканальный звук недостаточно шести колонок. Нужен еще и декодер AC-3 или MPEG-2. Многие современные DVD-плееры имеют встроенный декодер.

КАК ПОДГОТОВИТЬ КИНОЗАЛ?

Перед тем, как приступить к поиску аппаратуры для домашнего театра, нужно сначала решить, где все будет стоять и хотя бы слегка подготовить помещение. И простой уборкой и протиркой пыли здесь не обойтись. Если вы строите дом и имеете возможность сразу заложить фундамент своего театра - вы сможете добиться наилучшего результата. Но и имеющуюся стандартную комнату в стандартном доме можно переоборудовать под кинозал.

Основные рекомендации таковы: стены должны быть отделаны звукопоглощающим материалом. Лучше всего для этого подходит пробковый материал. Потолок должен быть не ровным, а ребристым. В этом случае весь звук не будет собираться в центре комнаты, а будет одинаково хорошо слышен в любой ее точке. Если пробковое покрытие стен кажется непозволительной роскошью, то можно ограничиться шершавыми обоями.

Расположение аппаратуры тоже надо продумать заранее. Одно из правил таково - зритель должен находиться от телевизора на расстоянии равном полутора размерам экрана. Максимум - двум. Это несколько отличается от известной нормы - 5-6 диагоналей. Но при другом расстоянии от телевизора атмосферы присутствия уже не будет. Да, возможно, смотреть телевизор в упор - не очень полезно. Но домашний кинотеатр не предназначен для просиживания в нем целый день и просмотра всего подряд, от сериалов до новостей. Один сеанс в день - больше выдержать сложно, да и впечатление смажется.

Телевизор в домашнем кинотеатре должен находиться на расстоянии 1,5 - 2 диагоналей экрана от зрителя. Весь домашний театр, включая телевизор и колонки, должен располагаться так, чтобы зритель оказывался в центре. Благодаря такому устройству, домашний театр с двухметровым проекционным телевизором вполне можно разместить в обычной комнате в 20 кв. метров. Никаких умопомрачительных площадей для этого не надо. Телевизор обычно ставят у длинной стены комнаты. Центральная колонка должна располагаться как можно ближе к телевизору, обычно на нем или под ним. Фронтальные колонки устанавливаются слева и справа от телевизора на расстоянии не ближе полуметра от него. Тыловые колонки, как следует из названия, должны находиться за спиной зрителя. Они должны создавать ненаправленный звук, поэтому их можно развернуть динамиком к стене или потолку, с тем, чтобы звук отражался от их поверхности. Сабвуфер можно поставить где угодно, но желательно не в угол. Обычно его располагают вдоль длинной стены комнаты, но можно его спрятать под стол или в нишу. Звуку это не повредит.

Домашний кинотеатр можно организовать не только в прямоугольной комнате, но и в Г-образной. Однако если у вас нет "классической" прямоугольной комнаты для домашнего кинотеатра, а есть помещение Г-образной формы или имеющиеся окна, двери и мебель не позволяют расположить компоненты вышеописанным образом, эту схему вполне можно применить и к ней. В маленькой комнате можно поставить телевизор в угол, развернув весь домашний кинотеатр по диагонали.

КАК РАССЧИТАТЬ МОЩНОСТЬ ЗВУКА ДЛЯ ВАШЕЙ КОМНАТЫ?

Здесь однозначный ответ дать сложно. Дело в том, что акустику стоит подбирать по звуку, а не по мощности. При формировании домашнего театра лучше положиться на глаза и уши, а не теоретические выкладки и расчеты. Хотя в любых салонах, занимающихся домашним театром, вам предложат несколько вариантов колонок, подходящих к вашим условиям. Просто нужно следовать логике и не ставить стадионные колонки в девятиметровой комнате.

А КУДА ДЕВАТЬ СТАРЫЕ КОЛОНКИ?

Та или иная аудиосистема есть практически у всех. Если это старая магнитола "колбасного" типа, то для домашнего кинотеатра она явно не подойдет. А если это серьезные на вид отечественные колонки ватт так девяноста? Теоретически в домашнем театре можно использовать любые колонки, лишь бы они давали хороший звук. Но ведь акустика домашнего кинотеатра не ограничивается двумя колонками, стало быть, к имеющемуся арсеналу надо добавить еще три или четыре громкоговорителя. Вот тут-то и начинаются трудности. Дело в том, что в системе домашнего театра все должно быть согласовано. Если фронтальные колонки перекрывают все другие, звук будет неестественный и плоский. А провести согласование колонок и выбрать именно те модели, которые будут сочетаться с тем, что у вас уже есть, сможет только профессионал. Готовые наборы акустики удобны именно тем, что все их составляющие согласованы между собой.

Все колонки домашнего кинотеатра должны быть согласованы. Не рекомендуется устанавливать колонки разных производителей.

Еще одна опасность, которая подстерегает желающих использовать старые колонки - отсутствие магнитной защиты. Возможно, вам случалось развлекаться, водя магнитом перед экраном телевизора и наблюдая цветные разводы. Если нет, то лучше этого не делать, так как ничего хорошего от таких экспериментов не случится. Все современные колонки для домашнего театра имеют магнитную защиту. А от старых колонок этого ожидать не стоит. И если поставить их вплотную к телевизору, то изображение может поплыть по краям - ведь колонки излучают довольно сильное электромагнитное поле. Итак, если у вас есть знакомый профессионал, который сможет согласовать ваши колонки со всем комплексом или вы сами на "ты" с электроникой - можете собирать домашний театр из того, что есть под рукой. Если нет - то лучше купить готовый набор колонок.

НА ЧЕМ ПИШУТ ФИЛЬМЫ?

Фильмы в домашнем театре можно прокручивать на видеокассетах, видео CD, лазерных дисках LD и DVD. Можно, конечно, и просто телевизор смотреть, но хорошего звука на телевидении вы не найдете. Поэтому о таком применении системы домашнего кинотеатра мы даже говорить не будем. Видеокассеты. Это самый распространенный вариант.

Видеокассеты сейчас практически все продаются в лицензионной упаковке, былого размаха пиратства уже не осталось. Однако красивая упаковка - еще не признак высокого качества. Звук на этих кассетах в лучшем случае пишется в стерео варианте. Настоящий четырехканальный звук встречается только на оригинальных западных кассетах, на которых, естественно, нет русского перевода. Еще одна проблема заключается в том, что надумав посмотреть фильм в подлиннике и купив такую кассету, вы можете обнаружить, что ваш видеомагнитофон не приспособлен для воспроизведения зашифрованного звука. Это умеют делать только относительно новые модели HI-FI видеомагнитофонов.

Видео CD. Второй по своей распространенности вариант, несколько не дотягивающий до качественного домашнего театра. Звук на этих дисках записывается в стерео формате и ни о какой его объемности речи быть не может.

Лазерные диски LD. По качеству звука и изображения эти диски могут удовлетворить любого киномана. Звук на них записывается шестиканальный, изображение также гораздо лучше, чем на видеокассетах и CD. Единственное, и весьма существенное, "но" - на такие диски ни разу не записывался русский язык, и вряд ли когда-нибудь будет записан. Выбор дисков на английском языке довольно широк, но под натиском DVD эти лазерные диски начинают сдавать свои позиции.

Лучший источник для домашнего кинотеатра - DVD.

Диски DVD. Это, пожалуй, самый подходящий диск для домашнего театра. Вместе со всеми возможностями дисков LD он имеет огромное число дополнительных возможностей. Во-первых, при небольшом размере на него влезают более длинные записи, во-вторых, на нем может быть записан звук на 9 языках и еще 32 языка могут быть записаны в виде субтитров. Сюда стоит добавить поиск фрагмента по названию и картинке. И это еще не все возможности DVD. По качеству изображения они "переплюнули" LD, а звук имеют такой же - цифровой шестиканальный. Теперь о их "русскости". Сейчас уже записано несколько десятков дисков на русском языке и производство их продолжается и наращивается. Так что старт DVD-диски взяли хороший. Вспомните внезапное вторжение музыкальных CD в нашу жизнь. А по всем признакам вторжение DVD будет еще более молниеносным. На западе это уже произошло - теперь очередь за нами.

Источник: Журнал Video&Audio №10,2003
Автор: Дмитрий Гуськов

Все статьи и публикации

Скидки
Новости компании
Статьи и публикации
FAQ (Вопросы и ответы)
Словарь терминов
Схема домашнего кинотеатра
Прайс-лист от 23.09.2017
по телефону
(495) 921-47-47, (495) 740-76-54
по электронной почте
sales@foster.ru
отправьте запрос специалисту
по ICQ
 220968451,  199337894
Мнение покупателя
Отзыв о товаре
Предложения по сайту
Москва, м. Щукинская,
ул. Ак. Бочвара, д.15
Схема проезда >>
Консультации специалиста
Fostergroup рекомендует
Новинки салона
Лидеры продаж
Предварительная инсталляция

Foster.ru - Салон аудио-видео техники и портативных компьютеров

plasmapanel.ru - Плазменные панели и телевизоры

lcd-salon.ru- ЖК телевизоры

proektor.ru - Мультимедийные проекторы

rentonline.ru - Аренда проекторов и плазменных панелей

portables.ru - Ноутбуки и аксессуары

intelkey.ru - Умный дом и системы домашней автоматизации